Мы используем cookie на нашем сайте. Оставаясь на сайте, Вы соглашаетесь с Политикой и с размещением файлов cookie на Вашем компьютере или мобильном устройстве с целью анализа использования сайта. Если Вы не хотите принимать условия использования файлов cookie, перечисленные в Политике, Вы можете отключить cookie в настройках Интернет-браузера. Если Вы не принимаете другие условия, перечисленные в Политике, Вы должны немедленно прекратить использование этого сайта.
В 2020–2022 гг. Лабораторией «Циклон» ИТ СО РАН совместно с ФПИ: разработаны, исследованы на стендах и в аэродинамических трубах (ИТПМ СО РАН, СибНИА, ЦАГИ) циклические движители различных диаметров от 0,3 до1,5 м.
Создан и прошёл лётные испытания БПЛА вертикального взлета посадки с циклическими движителями. Масса аппарата — 60 кг, полезная нагрузка — 10 кг.
В процессе испытаний подтверждены: высокая маневренность, возможность посадки на наклонные поверхности и причаливание к вертикальным стенам, низкий уровень шума.
В 2023 году ИТ СО РАН начал продвигать новое направление: применение роторно-циклических движителей для управления дирижабельными системами. Это позволит с высокой точностью позиционировать дирижабль в воздушном пространстве для решения задач картографирования, геофизических исследований, мониторинга в различных областях (экология, инфраструктура промышленных объектов, динамика транспортной сети, и др.).
В настоящее время БПЛА (мультикоптерного, самолётного и вертолётного типа) уже используются для подобных задач, однако дирижабли имеют определённое преимущество перед другими авиационными системами.
Дирижабль с циклическими движителями: • более безопасен в эксплуатации, т. к. остается полётопригодным при отказе / остановке одного или всех движителей;
• имеет большую автономную продолжительность полёта;
• поднимает бóльшую полезную нагрузку при одинаковом запасе энергии на борту;
• обладает низким уровнем шума.
Ограничения применимости дирижабельных систем: • скорость не более 70–110 км / час;
• высота полёта до 3000 м над уровнем моря;
• лётные ограничения по скорости ветра определяются конструкцией конкретного носителя;
• продолжительность полёта определяется выбором типа силовой установки дирижабля;
• масса полезной нагрузки определяется объёмом оболочки дирижабля и рабочей высотой выполняемых работ.
В апреле 2024 года ИТ СО РАН совместно с МГТУ им. Баумана провели испытания дирижабля с циклическими движителями, подтвердившие высокие показатели маневрирования: разворот на месте, боковое скольжение, движение вперед / назад, парирование ветровой нагрузки, оперативное изменение высоты полета без использования балластировки.
Для разработки специализированных дирижабельных систем ИТ СО РАН ожидает от потенциальных Заказчиков предложений по целевой приборной нагрузке, её массе и требованиям по энергетике для её функционирования.
Контактная информация: Советник директора по прикладной деятельности Ким Игорь Спартакович
Тел.: +7 (383) 330-70-08, e-mail: kim@itp.nsc.ru
Руководитель филиала ИТ СО РАН в г. Красноярске, к.т.н. Дектерев Александр Анатольевич
Тел.: +7 (391) 249-47-26, e-mail: dekterev@mail.ru
Зав. лабораторией роторных систем для ветроэнергетики и транспорта Арктической зоны, к.ф.-м.н. Дектерев Дмитрий Александрович
Тел.: +7 (391) 249-47-26, e-mail: dekterev_da@mail.ru