Исследование работы фронтовых устройств ГТД в реалистичных условиях. проектирование, создание и испытание стенда для диагностики распыла и горения при повышенном давлении и температуре

В рамках программы разработки газотурбинного двигателя ПД-35 (АО «ОДК») в ходе выполнения работ по заказу АО «ОДК-Авиадвигатель» разработан, спроектирован, изготовлен и испытан стенд, предназначенный для испытаний фронтовых устройств (ФУ) камер сгорания газотурбинных двигателей (КС ГТД) с применением панорамных методов оптической диагностики при высоких давлениях и температурах.

Конструкция рабочего отсека стенда обеспечивает возможность длительных бесконтактных измерений характеристик двухфазного потока внутри измерительного участка при использовании заградительной воздушной пленки с внутренней стороны окон визирования. Средняя в объеме измерительного участка статическая температура газов до 1850 К, среднее статическое давление не более 20 бар. Расход воздуха до 1.8 кг/с (при максимальном давлении и температуре воздуха на входе). Общий расход топлива (жидкая фаза) до 0.05 кг/с. Доля воздуха, используемого для охлаждения стенок измерительного участка не более 50 %. Отсек позволяет использовать фронтовые устройства различной конструкции за счет сменных фронтовых пластин.

Разработка полностью готова к практическому применению для выполнения как фундаментальных исследований распыла и горения жидкого топлива при повышенном давлении, так и для выполнения прикладных научно-исследовательских работ по исследованию распыла и горения за фронтовыми устройствами.

Внедрение данной уникальной для РФ разработки позволит существенно продвинуться в области проектирования и создания фронтовых устройств камер сгорания газотурбинных авиационных двигателей. Планируемые к получению результаты будут использованы в рамках развития критической технологии создания малоэмиссионных камер сгорания (КТ-5) по таким проектам как ПД-8 (импортозамещение французского двигателя Sam146 для Sukhoi Superjet 100), ПД-14 (создание новой малоэмиссонной камеры сгорания для среднемагистрального самолета МС-21), ПД-35 (перспективный авиационный двигатель для дальнемагистрального самолета).

ИТ СО РАН, директор, д.ф.-м.н. Маркович Д.М., в.н.с., д.ф.-м.н. Дулин В.М., вед. инж., Палымский В.И., м.н.с. Чикишев Л.М., м.н.с. Шараборин Д.К., м.н.с. Лобасов А.С., м.н.с., Дектерев А.А., инж.-иссл. Толстогузов Р. В., инж.-иссл. Лебедев А.С., инж.-иссл. Савицкий А.Г., с.н.с., к.ф.-м.н., Лукашов В.В., вед. инж. Мухин Д.Г., тех. Федоренко П.С., тел.: +7 (383) 330-90-40.