Разработка и летные испытания демонстратора малогабаритного БПЛА с циклическими движителями

В рамках выполнения проекта с Фондом перспективных исследований выполнено теоретическое и экспериментальное подтверждение возможности создания и масштабируемости беспилотного летательного аппарата вертикального взлета и посадки с циклическими движителями. Разработаны математические модели механических и аэродинамических процессов, описывающих работу циклических движителей, проведена многопараметрическая оптимизация режимов работы отдельных движителей и полета демонстратора ЛА с циклическими движителями. Проведены экспериментальные испытания различных по масштабу и конструкции движителей с целью выявления их тяговых и энергетических характеристик, эффективности, прочностных качеств и надежности конструктивных элементов. Создан и испытан циклический движитель диаметром свыше 1,5 м подтвердивший возможность масштабирования технологии и построения крупномасштабного ЛА весом более 2000 кг. Спроектирован и создан демонстратор ЛА, подтвердивший в процессе проведения наземных и летных испытаний расчетные характеристики. Впервые ЛА с циклическими движителями («циклодрон») совершил: полностью автоматический полет, взлет и посадку с наклонной поверхности; причаливание к стенке; полет с полезной нагрузкой. Впервые создан и совершил полет «циклодрон» с гибридной силовой установкой. Экспериментально подтверждено, что уровень шума от «циклодрона» су-щественно ниже, чем от аналогичного по весу аппарата с винтами (квадрокоптера).

Демонстратор «Циклодрон»: а – моделирование полёта, б - испытания в эродинамической трубе Т-203 СибНИА, в – автоматический полет по программе лётных испытаний.

Технические характеристики

Характеристика

Значение

Габариты, мм

1790х2100х1040

Максимальный взлетный вес, кг

60

Масса полезной нагрузки, кг

10

Скорость крейсерская, м/с

18

Скорость максимальная, м/с

28

Время автономной работы

10 минут (Электрич. силовая установка)

60 минут (Гибридная силовая установка)

Аппараты с циклическими движителями позволят выполнять транспортные операции недоступные современным ЛА, но востребованные силовыми ведомствами и различными отраслями народного хозяйства.

ИТ СО РАН. Руководитель работы – Дегтярев Александр Анатольевич руководитель Красноярского филиала ИТ СО РАН, с.н.с, к.т.н. Исполнители – Грош Леонид Павлович нач. лаборатории; Вавилов Денис Владимирович н.с., к.т.н.;  Дектерев Артем Александрович м.н.с.; Необъявляющий Павел Анатольевич ведущий инженер; Дектерев Дмитрий Александрович н.с., к.ф.-м.н.; Сентябов Андрей Васильевич н.с., к.ф.-м.н., Макеич Григорий Сергеевич рук. проекта ФПИ; Чибисов Ян Николаевич рук. проектной группы ФПИ; Маркович Дмитрий Маркович директор, академик РАН, д.ф.-м.н. Тел. 8-903-924-9245.