Дедовскими методами. Как отцы-основатели СО РАН себе смену растили

Дедовскими методами. Как отцы-основатели СО РАН себе смену растили.

"Регламент академический таким образом сочинен быть должен, дабы Академия не только сама себя учеными людьми могла довольствовать, но и размножать оных и распространять по всему государству. Университет – друг, боле того, единокровный брат Академии наук, который будет заодно с ней трудиться на пользу Отечеству. При Университете необходимо должна быть гимназия, без которой Университет, как пашня без семян", – писал когда-то Михайло Ломоносов. В полном соответствии с его замыслом отцы-основатели Сибирского отделения АН СССР решили искать будущих светил сибирской и мировой науки непосредственно в Сибири. Необычность заключалась в подходе: в СО АН СССР создали Олимпиадный комитет, отобрали среди школьников Сибири, Дальнего Востока и Казахстана победителей олимпиад по физике, математике, химии и пригласили их в Новосибирский Академгородок на летнюю школу. Ее выпускников и зачислили в физико-математическую школу при Новосибирском государственном университете (ныне – Специализированный учебно-научный центр НГУ). Так 60 лет назад началась история ФМШ.

"В силу организационных трудностей занятия в физматшколе стартовали не в сентябре, а зимой," – рассказывает выпускник ФМШ 1964 года, сотрудник Института теплофизики им. С.С. Кутателадзе СО РАН, кандидат технических наук Николай Тимошенко. – Первую лекцию 21 января 1963 года нам прочитал член-корреспондент АН СССР Алексей Андреевич Ляпунов. Его выступление я запомнил на всю жизнь: Алексей Андреевич умудрился нам, ребятам из глубинки, объяснить, что такое интегралы, а уж потом вернуться к логарифмам из школьной программы".

Николай Иванович Тимошенко. Фото из архива ИТ СО РАН.

Вокруг Алексея Андреевича Ляпунова традиционно собирались «фымышата» (так стали называть физматшкольников), неравнодушные к математике. И важность создания подобной школы была доказана учениками первого набора: Георгий Карев, Сергей Терецков и Геннадий Фридман еще школьниками смогли решить настолько сложную задачу, что с подачи Ляпунова и Михаила Алексеевича Лаврентьева подготовили статью в журнал «Доклады Академии наук». Первыми учениками двух 10-х и двух 11-х классов стали 119 школьников. Что интересно, получили аттестат они одновременно.

"Узнав, что у 11-классников будут выпускные экзамены, оба десятых класса возмутились: «А у нас? Что мы, рыжие что ли?!» И руководство школы, посовещавшись, решило допустить всех учеников к выпускным. Так мы получили аттестат годом раньше, – поясняет Николай Тимошенко. – Большая часть выпускников поступила в НГУ. На физфаке учились 50 «фымышат». Мы с годами пришли к выводу, что наша физматшкола была в чем-то сродни Царскосельскому лицею".

Первый выпуск ФМШ оказался звездным: трое впоследствии стали членами академии – академики Евгений Кузнецов и Василий Пархомчук, член-корреспондент РАН Владимир Балакин. Лекции ребятам читали именитые преподаватели – Михаил Алексеевич Лаврентьев, Андрей Михайлович Будкер, Владимир Евгеньевич Захаров.

"При полном хаосе в методическом смысле содержательная часть лекций была очень интересной, – с улыбкой вспоминает Василий Пархомчук. – К тому же живой пример творчества и понимания науки. Так, в 1963 году, когда генетику в СССР иначе как «прислужницей империализма» не именовали, учитель биологии Григорий Дымшиц давал нам посчитать пятнышки в глазах дрозофилы. Ученики убеждались: мутации можно вычислить. «Запрещенные» эксперименты запомнились на всю жизнь".

"Для меня учеба в физматшколе – самый главный момент в жизни," – считает Евгений Кузнецов. "– Благодаря ФМШ я оказался в науке, потом поступил в Новосибирский государственный университет, распределился в Институт ядерной физики, в 1990-х годах переехал в Черноголовку. Сейчас работаю в ФИАНе, но регулярно приезжаю в Академгородок на встречи нашего выпуска. В первые годы идейное руководство ФМШ осуществлял, конечно, сам Михаил Алексеевич Лаврентьев. Его лекции тогдашние «фымышата» запомнили надолго. «Дед» (так звали Лаврентьева соратники) увлеченно рассказывал, как с точки зрения гидродинамики передвигается уж в траве и почему расчетное сопротивление гипотетической рыбы как плавающего тела гораздо больше, чем реальное сопротивление живого карася. Лет десять в потолке Дома ученых Новосибирского Академгородка торчала стрела, запущенная туда Михаилом Лаврентьевым в порядке эксперимента по вычислению траектории полета. И не один будущий член академии пытался поймать знаменитые дымовые кольца, летавшие над залом в качестве иллюстрации циркуляционных течений".

Михаил Алексеевич конфисковал во всех институтах «ненужные» приборы и свез их в физматшколу. "Среди приборов были, например, высоковольтные трансформаторы, – смеется академик Пархомчук. – Мы делали дуги размером в полметра. Как нас только не убило! Сегодня я бы наказал виновных за такое вопиющее нарушение техники безопасности".

Николай Иванович Тимошенко вспоминает про эксперименты с «электросном» в радиолаборатории в подвале. Его одноклассник действительно задремал с прикрепленными к голове электродами, во сне оперся рукой об аппарат без крышки и… получил удар током в 220 вольт. К счастью, обошлось без последствий.

Как-то ночью в здании школы прогремел взрыв, причем довольно сильный. В щепки разнесло дверь комнаты, пострадали стена, окна, раскололо батарею центрального отопления. Решать судьбу виновников, положивших динамит сушиться на батарею и чудом уцелевших, собрался Совет школы. Незаметно заседание перешло в яростный спор о количестве динамита и возможных траекториях взрывной волны. Экспериментаторов, правда, пришлось исключить. Но в школе по предложению академика Лаврентьева стал читаться новый спецкурс «Физика взрыва».

В обычной школе, как известно, отличников недолюбливают. В ФМШ ребята учились днем и ночью – с фонариками под одеялом. Некоторые умники проводили электричество в стенные шкафы и устраивали там комнату для занятий. Пришлось даже поставить на Совете школы вопрос о перегрузке учащихся: многие слушали по пять спецкурсов. В дополнение к основным занятиям! Совет постановил: разрешить не более двух (в крайнем случае трех) спецкурсов. Нарушителей «выслеживали» воспитатели.

Многоступенчатая система отбора – несколько туров олимпиады, летние школы – позволила приглашать в ФМШ действительно самых способных ребят со всей Сибири и Дальнего Востока. За эти годы ФМШ – СУНЦ НГУ окончили 16 059 выпускников, причем более двух третей из них продолжили образование в НГУ. Среди выпускников СУНЦ НГУ – более 4 тысяч кандидатов наук, более 500 докторов наук, 12 членов РАН. Многие трудятся в институтах СО РАН – созданная система подготовки научных кадров оказалась поразительно долговечной и устойчивой к колебаниям исторического курса.

А первых «фымышат» научному подходу учили сами отцы-основатели Сибирского отделения. Жизненные принципы ребята тоже перенимали «из первых рук». Так, символом физматшколы стал подаренный академиком Лаврентьевым в 1963 году игрушечный крокодил. «Дед» очень ценил это животное за неумение пятиться.

Ольга Колесова. Поиск

На снимке: академик М.А.Лаврентьев в окружении учеников ФМШ. Фото из архива СУНЦ НГУ.