Тенденции развития отечественной авиационной техники, интеллектуализация и электрификация систем летательных аппаратов, прочность, надежность, безотказность авиационных двигателей, подготовка нового поколения инженеров для нужд отрасли – вот далеко не полный перечень основных тем, которые были затронуты на пленарном заседании-открытии Международной конференции по авиационным двигателям ICAM-2025. 1 декабря крупнейшее отраслевое мероприятие стартовало в отеле Holiday Inn Sokolniki и приурочено к 95-летию его организатора – Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
На полях ICAM-2025 собрались около 1500 представителей научных организаций и промышленных предприятий, учебных заведений и регулирующих органов, государства и бизнеса.
– «С большим воодушевлением объявляю открытой Международную конференцию по авиационным двигателям ICAM-2025, традиционно приуроченную к юбилею ЦИАМ, в этом году 95-летнему», – отметил в начале мероприятия генеральный директор Института Андрей Львович Козлов. – «В течение трех дней, с 1 по 3 декабря, будет открытый диалог для более, чем 1050 слушателей, 420 докладчиков в 11 тематических секциях. Уверен, он будет интересным и конструктивным».
Далее на основных работах не только ЦИАМ, но и всей авиадвигателестроительной отрасли, перспективах ее развития остановился заместитель генерального директора ЦИАМ по науке, д.т.н. Луковников Александр Валерьевич. Он рассказал о научно-техническом заделе, за который отвечает ЦИАМ. Институт основывается на прогнозе развития мирового авиационного двигателестроения и формирует технологический ландшафт с проработкой конструктивных обликов и набора критических технологий для авиационных двигателей будущего. В рамках формирования НТЗ, которое «в ведущих компаниях всегда выполняется при поддержке государства», ЦИАМ ведет разработку новых типов двигателей в рамках комплексных научно-технологических проектов. Их курирует НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского». – «Это создание демонстраторов и отработка технологий для сверхзвуковой силовой установки, малоразмерных газотурбинных двигателей, гибридной и полностью электрической силовой установки», – отметил докладчик.
Помимо новых видов двигателей, ЦИАМ активно участвует в разработке технологий для уже создающихся ТРДД: ПД-14, ПД-8, ПД-35 и др, а также вертолетных силовых установок – ВК-650В, ВК-800 и др.
Векторы развития авиадвигателестроения тесно переплетаются с особенностями разработок перспективных летательных аппаратов. О трендах на стыке «двигатель – самолет» рассказал в своем выступлении заместитель генерального директора НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Вячеславович Кажан. – «Для достижения технологического лидерства необходима разработка технических обликов летательных аппаратов на основе принципиально новых технологий. И в отличие от прошлого, продуктом авиастроения в настоящее время становится не летательный аппарат, а целая система, которая помимо проектирования и производства включает также вопросы технического состояния, эксплуатации и много другого. Например, внедрения интеллектуальных помощников, повышение энергетики на борту».
На пленарном заседании также выступили заместитель генерального директора АО «ОДК», к.т.н. Михаил Михайлович Бакрадзе, заместитель директора по научной работе СибНИА им. С.А. Чаплыгина Дмитрий Николаевич Смирнов; начальник отделения НИЦ «Курчатовский институт»–ВИАМ Алексей Владимирович Востриков; ректор МГТУ имени Н.Э. Баумана, к.т.н. Михаил Валерьевич Гордин; академик РАН, директор Дмитрий Маркович Маркович. Приятным сюрпризом для гостей мероприятия стало короткое приветствие китайских партнеров-участников конференции из компании AEAC.
Конференция является уникальной площадкой для обсуждения широкого круга научных вопросов и практических задач авиационного двигателестроения, обмена опытом специалистов из более 70 предприятий авиационно-космической отрасли.